---

Отправить письмо
с предложениями или замечаниями по работе компании можно здесь
---

 

Новая система контроля рабочего парка

Новый метод учёта грузовых вагонов, введённый в РЖД, позволил получить полную картину состояния рабочего парка и повысить эффективность управления

Последние десятилетия на сети действовала система учёта, в соответствии с которой в рабочий парк не включались вагоны, отставленные в резерв ОАО «РЖД», неисправные, выделенные для специальных или технических нужд и «для остальных надобностей железных дорог». К рабочему парку также не относились приватные и арендованные вагоны, находящиеся на путях необщего пользования. Такой подход имел ряд недостатков. Один из самых серьёзных среди них – возможность искусственного сокращения рабочего парка, что было особенно актуально на отчётные 18.00 часов.

Как правило, делалось это путём временного перевода вагонов рабочего парка в резерв перед окончанием отчётного часа отчётных суток. Подтасовка данных в информационных системах позволяла улучшить качественные показатели эксплуатационной работы, и в частности оборот вагона, от которого, как известно, зависит размер премии.

Кроме того, в условиях роста количества частного подвижного состава старая система попросту изжила себя.

«В 2007 году была основана Первая грузовая компания (ПГК), в собственность которой передано около 200 тыс. вагонов инвентарного парка, – сказал «Гудку» начальник управления анализа и статистики департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» Сергей Филипченко. – В перспективе планируется создание Второй грузовой компании (ВГК), и ей перейдут оставшиеся грузовые вагоны собственности ОАО «РЖД». В результате реформирования в отрасли будет сформирован высококонкурентный рынок железнодорожных перевозок грузовым подвижным составом. При этом доля ПГК на нём составит около 27%, ВГК – 29%, а остальные собственники будут владеть примерно 44% грузовых вагонов.

В таких условиях необходимы коренные изменения методов управления вагонными парками, в том числе развитие системы учёта рабочего парка и совершенствование на этой основе методики расчёта показателей эксплуатационной работы. Несколько десятилетий назад создатели «старой» системы попросту не могли предвидеть нынешнего развития событий. В итоге – применимо к современной ситуации – она оказалась со множеством недостатков».

Для устранения пробелов на итоговом расширенном заседании правления ОАО «РЖД» 2008 года было принято решение, согласно которому рабочим парком считаются все годные под погрузку вагоны – вне зависимости от формы собственности и места нахождения. К рабочему парку не относятся неисправные вагоны, числящиеся в запасе, на инфраструктуре других владельцев, новостройках, за границей в третьих странах и выделенные для специальных, технических нужд и остальных надобностей железных дорог.

Помимо этого, было принято решение не включать в рабочий парк приватные и арендованные грузовые вагоны, которые находятся на путях необщего пользования и не имеют права выхода на «большую» сеть. Такой подвижной состав должен учитываться за балансом железных дорог, и в картотеке Автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ) на них проставляется запрет на курсирование.

В течение года велась подготовка к внедрению системы. Были внесены соответствующие изменения в нормативно-правовую базу, откорректированы отчётные формы, проведено обучение персонала, доработаны программные продукты. Параллельно с этим проводилась «обкатка» нового метода учёта.

Полный переход сети железных дорог на новую систему учёта грузовых вагонов состоялся в конце декабря прошлого года. В итоге за несколько часов рабочий парк увеличился примерно в два раза: с плановых 431 тыс. вагонов до 786 тыс. единиц. Количество порожняка превысило 500 тыс., тогда как план на декабрь составлял 188 тыс. вагонов.

По словам Сергея Филипченко, введение нового метода учёта не оставляет никаких шансов на манипуляции с данными о состоянии рабочего парка. Система наблюдения за ними стала прозрачной, чему способствует установка более жёстких правил игры. Железные дороги потеряли возможность избавляться от «лишних» вагонов привычным способом, отставляя их в резерв. Других лазеек тоже не осталось. Перевести на часок рабочий вагон в разряд неисправных не позволят вагонники, определить его под специальные нужды тоже не получится, так как установлен жёсткий логический контроль в информационных системах и так далее. И если в первые дни эксплуатации системы на отдельных станциях предпринимались попытки обмануть её, то сегодня такие случаи практически исключены – персонал линейного уровня осознал осознал безрезультативность сего занятия.

Внедрение нового метода учёта рабочего парка заставило пересмотреть отношение и к расчёту некоторых качественных показателей эксплуатационной работы. 

«Показатель «оборот вагона» рассчитывается по известной формуле: отношение рабочего парка к выполненной работе, – пояснила начальник отдела статистики подвижного состава управления анализа и статистики департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» Наталия Ледяева. – В современных условиях, когда превалирует парк приватного подвижного состава и собственник сам распоряжается его коммерческим потенциалом, такой расчёт оборота не позволяет эффективно управлять вагонным парком.

В настоящее время управлением анализа и статистики разрабатывается новая методика расчёта, которую мы планируем ввести уже в 2010 году. Уровень развития автоматизированных систем учёта вагонных парков в ГВЦ ОАО «РЖД» и дорожных ИВЦ позволяет перейти к определению фактического времени оборота грузовых вагонов. При этом формула расчёта будет основываться на объективном учёте работы каждой единицы подвижного состава, не допуская искажения её количественных и качественных показателей».

В этом случае показатель оборота погруженного вагона будет характеризовать эффективность его использования от одной погрузки до следующей. Все данные для его расчёта планируется поставлять из Единой модели перевозочного процесса (ЕМПП) ГВЦ ОАО «РЖД». Важно и то, что к расчёту станут приниматься только те грузовые вагоны, на которые в информационную систему передано сообщение о погрузке. А потому, если оператор забудет по тем или иным причинам своевременно внести необходимые сведения, это отрицательно скажется на конечных отчётных цифрах.

«По сути, с введением новой методики учёта рабочего парка, а в последующем и расчёта реального оборота вагона ОАО «РЖД» получает инженерный инструмент, который поможет более эффективно заниматься планированием грузопотоков», – подчеркнул Сергей Филипченко.

Необходимо отметить, что нововведением в ОАО «РЖД» уже заинтересовались соседние государства. На ближайшем заседании рабочей группы Совета по железнодорожному транспорту по вопросам методологии, оперативного и статистического учёта на железнодорожном транспорте, которое состоится в феврале этого года, планируется обсудить опыт российских железных дорог. И, возможно, в дальнейшем новый метод учёта рабочего парка грузовых вагонов распространится за пределы нашей страны.

http://www.gudok.ru