---

Отправить письмо
с предложениями или замечаниями по работе компании можно здесь
---

 

ФАС помешала внести в Госдуму проекты ключевых для отрасли документов

 В повестке весенней сессии нижней палаты парламента не оказалось основополагающих законопроектов в сфере железнодорожного транспорта. В РЖД утверждают, что это создаст сложности на третьем этапе реформы, но не помешает образованию Второй грузовой компании.

Депутаты и представители железнодорожной отрасли ожидали внесения в конце прошлого года в Государственную думу новых редакций закона «О железнодорожном транспорте» и Устава железнодорожного транспорта – главных нормативных документов отрасли, которые нужно было скорректировать с учётом наступления третьего этапа её реформирования. Проблемы возникли с законом. «Представители Минтранса обещали внести законопроект в Думу ещё три года назад, – вспоминает первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко. – Однако, по моим сведениям, он до сих пор  кочует между Минтрансом и правительством, и когда процесс согласования закончится, нам неизвестно».

Проект закона о железнодорожном транспорте осенью прошлого года был передан из Минтранса в аппарат правительства. Как пояснил «Гудку» руководитель правового департамента Минтранса Алексей Дружинин, разногласия, которые документ вызвал в профильных ведомствах, так и не были разрешены. После нескольких совещаний их удалось было снять, но Федеральная антимонопольная служба в самый канун Нового года внесла новые предложения и не согласовала документ.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Голомолзин пояснил «Гудку», что документ необходимо привести в соответствие с законом «О защите конкуренции», который гарантирует недискриминационный доступ к услугам не только инфраструктуры, но и перевозки.  «Сейчас в законопроекте указано, что перевозку могут осуществлять только перевозчики, – говорит Андрей Голомолзин. – Однако пока перевозчиков, кроме ОАО «РЖД», нет (за исключением нескольких пассажирских компаний ). В то же время существует достаточно большая группа операторов подвижного состава, которые могут и хотят осуществлять перевозки».

«В законопроекте так и осталось два положения, с которыми не согласно ОАО «РЖД», – говорит главный специалист правового департамента ОАО «РЖД» Сергей Винаков. – Компания полагает, что нет необходимости вводить в закон понятие «услуга локомотивной тяги», а принцип публичности для доступа к инфраструктуре должен распространяться только на перевозчика».

Назвать хотя бы приблизительные сроки, когда законопроект может быть согласован, ни в Минтрансе, ни в ФАС не смогли.

Задержка в согласовании проекта закона «О железнодорожном транспорте» влечёт за собой и приостановку продвижения отраслевого устава. Ранее Алексей Дружинин пояснял, что закон и устав должны идти в связке, поскольку появление одного из этих документов без второго может создать хаос на рынке перевозок.  Первым должен вноситься в Госдуму закон. После того как он будет принят в первом чтении, наступит очередь устава.

«При принятии же закона о железнодорожном транспорте без устава возникает много правовых коллизий, – продолжает член экспертно-консультационного совета Росжелдора Михаил Ерёмин. – С тех пор как документы были приняты в прежней редакции (в 2003 году. – Ред.), появились новые хозяйствующие субъекты, например частные вагоноремонтные предприятия». В случае принятия только одного основного документа возникнет правовой вакуум, ведь в другом не будут прописаны взаимоотношения с новыми субъектами.

«Отсутствие законодательной базы затрудняет окончание третьего этапа реформирования железнодорожной отрасли. Из-за этого возникают сложности и с принятием новой модели рынка железнодорожных услуг до 2015 года», – говорит источник «Гудка» в департаменте корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД». Тем не менее он также отмечает, что отсутствие закона не помешает созданию ВГК.

«Реформу нельзя считать завершённой, пока не будет законодательного обеспечения всей деятельности железнодорожного транспорта», – подтверждает Михаил Ерёмин. Например, в нынешнем законодательстве нет понятия пригородных компаний, и если подходить к вопросу строго юридически, они незаконны. «Можно выделить и Вторую грузовую компанию, но пока её статус не закреплён законодательно, она тоже незаконна», – говорит он. 

http://www.gudok.ru