---

Отправить письмо
с предложениями или замечаниями по работе компании можно здесь
---

 

Сортировочная работа на сети ОАО «РЖД» будет автоматизирована

Создание к 2015 году сортировочных комплексов на базе систем автоматизированного управления ключевыми сортировочными станциями сети РЖД позволит увязать воедино функции планирования, управления, учёта и контроля выполнения технологического процесса.

Согласно реализуемой ОАО «РЖД» «Программе совершенствования работы и развития сортировочных станций на 2007–2015 год» уже автоматизированы сортировочные горки на станциях Бекасово, Красноярск-Восточный, Инская, Входная, Челябинск, Лянгасово.

Модернизация сортировочных станций позволила повысить состояние безопасности движения, сохранности подвижного состава и перевозимых грузов. В прошлом году количество повреждённых вагонов на горках сокращено на 14% по отношению к 2008 году.
Тем не менее при общем снижении количества нарушений безопасности движения доля вагонов, повреждённых по вине работников сортировочного комплекса, остаётся на уровне 75%. Анализ допущенных случаев выявил систему проблемных вопросов, связанных с техническим оснащением станций и сортировочных горок, содержанием инфраструктуры, и в первую очередь путевого хозяйства, подготовкой квалифицированных кадров и их расстановкой, а также состоянием нормативно-технологической документации.

Эффективное управление и качественное содержание станционных устройств служат гарантией безопасности движения и требуют постоянного поддержания высокой квалификации и ответственности обслуживающего персонала. На автоматизированных горках это дежурный и оператор, работа которых имеет ряд характерных особенностей. В част­ности, в их деятельности совмещены функции, свойственные оператору-технологу, оператору дистанционного управления и диспетчеру. Деятельность персонала, управляющего сортировочным комплексом, постоянно осложняется внезапными отклонениями от нормального хода роспуска составов. В задачу оператора входит в считанные секунды принять корректирующее действие. Выбор правильного решения зависит от степени подготовленности дежурных по горке и операторов. К кандидатам на указанные должности предъявляются повышенные требования. Интенсивные условия сортировочного процесса требуют от работников горочного комплекса умения быстро реагировать на изменение текущей ситуации в процессе роспуска, интуитивно предвидеть затруднения в эксплуатационной обстановке и оперативно принимать наиболее правильные решения.

Перевод сортировочных горок на автоматизированный процесс роспуска требует постоянного поддержания профессиональных навыков специалистов. Это возможно за счёт применения тренажёров.

Сибирским государственным университетом путей сообщения по заказу ОАО «РЖД» на протяжении 10 лет ведётся работа по разработке и внедрению тренажёрного комплекса оперативного персонала сортировочной горки. С момента создания первого локального тренажёра на базе нечётной горки станции Инская ЗСЖД прошло более 10 лет. За этот период было реализовано несколько поколений индивидуальных и многоролевых тренажёров для обучения  персонала сортировочных станций, проведены научные исследования, подготовлены учебно-методические комплексы.

С 2006 года разрабатываются и успешно внедряются тренажёры третьего поколения. В них существенно расширен набор функциональных возможностей. Сортировочная горка в пределах реальной видимости с горочного поста, передвижение вагонов и маневровых локомотивов визуализируются в трёхмерном виде. Отработка практических навыков происходит в условиях реалистичного воспроизведения динамики движения отцепов по горочной горловине в процессе скатывания с учётом влияния случайных факторов и реального профиля горочной горловины, включая пути сортировочного парка конкретной станции. Управление замедлителями производится с использованием рычажных (кнопочных) коммутаторов на пультах. Преподаватель в зависимости от сложности выбранного сценария обучения имеет возможность изменять скорости надвига на горку, структуру распускаемого состава по мере приобретения обучающимся лицом навыков управления горочными
устройствами.

В тренажёрном комплексе реализованы функции имитации маневровых операций, более 20 нештатных ситуаций. Имеется возможность проведения  индивидуального и группового обучения, а также  аттестации и ведения лицевого досье обучаемого.
На заседании правления ОАО «РЖД» 25 февраля 2010 года в ходе рассмотрения вопроса обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах ОАО «РЖД» отмечена необходимость проведения системной работы по повышению квалификации производственного персонала за счёт совершенствования системы обучения, подготовки и переподготовки персонала для обеспечения качественного перевозочного процесса. Принято решение об увеличении в приоритетном порядке объёмов закупки для учебных центров и технических классов современных тренажёрных комплексов для отработки действий в нестандартных и аварийных ситуациях дежурными по горке.

Учитывая специфику работы горочного персонала, в целях повышения уровня профессиональной подготовки работников, связанных с движением поездов и маневровой работой, в 2010–2011 годах будет разработана методика проведения профессионального отбора при допуске на работу дежурных и операторов сортировочных горок, регулировщиков скорости движения вагонов.

Центральной дирекцией управления движением определена последовательность оснащения сортировочных станций «Тренажёрными комплексами оперативного персонала сортировочной горки». Кроме этого, обозначены направления модернизации тренажёрной технологии и перехода на сетевые решения. Концепция такого перехода построена на новых инновационных решениях, централизованной технической поддержке и администрировании тренажёров четвёртого поколения.

 www.gudok.ru