---

Отправить письмо
с предложениями или замечаниями по работе компании можно здесь
---

 

Повезли из Китая в Китай

Перевалка транзитных контейнеров через российские дальневосточные порты выгодна всем участникам перевозок

В минувший понедельник во Владивостокский морской рыбный порт (ВМРП) прибыл состав с 40 контейнерами бумажной продукции, произведённой в северо-восточных провинциях КНР.

Из ВМРП контейнеры, перегруженные на суда, будут доставлены в порт Шанхай. Транзитный груз проследовал через пограничный переход «Суйфэньхэ – Гродеково». Экспедитором выступила китайская компания «Хуашеньгоюнь».
Организация подобных марш­рутов должна была начаться в 2009 году, тогда же были подписаны соответствующие договоры. Однако мировой экономический кризис внёс свои коррективы.

Вообще-то начало железнодорожных перевозок по международному транспортному коридору «Приморье-1» (Суйфэньхэ – Гродеково – порт Владивосток/Восточный – порты юга Китая) было положено ещё в конце 1990-х. Расстояние доставки контейнера, к примеру, по маршруту Муданьцзян – Суйфэньхэ – Гродеково – Владивосток – Шанхай сокращается на 700 км. Однако реализовать транзитные возможности российской инфра­структуры в полной мере не удавалось.

Грузы с промышленных предприятий севера КНР на юг страны китайцы, как правило, возят традиционным путём: по внутренним магистралям, на ряде участков, имеющих ограниченные пропускные способности, до ближайшего порта Далянь, а далее судами. Одной из серьёзных причин этого, констатировали в службе международных связей ДВЖД, являлась высокая ставка на перевозку одного контейнера от государственной границы до портов Приморского края, сложившаяся за счёт высоких ставок на оказание услуг экспедиторских и стивидорных компаний. В итоге для грузоотправителей из КНР данный маршрут оказывался нерентабельным.

Между тем в конце 2008 года на заседании подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая было решено продолжить работу по привлечению китайского транзита на Транссиб. В свою очередь  Дальневосточной железной дорогой были инициированы переговоры с «Хуашеньгоюнь» и ВМРП по установлению единой сквозной тарифной ставки на всём протяжении российского участка.

«В результате Центром фирменного транспортного обслуживания – филиалом ОАО «РЖД» и Владивостокским морс­ким рыбным портом были заключены договоры с китайской компанией на оказание полного спектра экспедиторских и стивидорных услуг. Это позволило снизить расходы на перевозку по участку государственная граница – порт практически в два раза», – отметили в службе международных связей.

Другая проблема, которую должны были решить организаторы транзитных перевозок, – уменьшить срок прохождения пограничного, таможенного контроля. По словам заместителя директора исследовательского департамента Экономического института по изучению Северо-Восточной Азии (ERINA) господин  Хирофуми, простой груза на госгранице сводил на нет всю привлекательность транзита через территорию России, как более короткого транспортного плеча. «С одной стороны, общее расстояние перевозок сократилось. Между тем на станции Гродеково груз стоял по семь суток, что увеличило общее время его доставки. Это не позволило довести данную транспортную схему до практического применения», – ранее подчёркивал господин  Хирофуми.

В этот раз благодаря предварительному обмену информацией с китайской стороной о подходе поезда таможенниками груз был оформлен в более краткие сроки. Как рассказал начальник Дальневосточного ТЦФТО Александр Соколенко, контейнеры шли из Гродекова во Владивостокский рыбный порт трое суток, включая таможенные процедуры и перегрузку контейнеров в полувагоны.

Между тем, указывает начальник ДВЖД Михаил Заиченко, необходимо, чтобы на прохождение транзитного груза через российскую территорию уходило не более двух суток. «Пока что китайскую сторону устраивает выдержанное нами время. Но требования могут измениться, если через нас пойдёт серьёзный грузопоток», – сказал он. В перспективе по данному направлению, по оценке железнодорожников, может перевозиться до 36 тыс. контейнеров в год.

Как считает Александр Соколенко, прохождение грузов через госграницу будет ускорено, если таможня станет работать в круглосуточном режиме, а не до 21 часа, как сейчас. В настоящее время этот вопрос обсуждается с таможенным управлением.