---

Отправить письмо
с предложениями или замечаниями по работе компании можно здесь
---

 

В Красноярске готовы строить «лёгкие» вагоны

В регионе вернулись к идее производства вагонов из алюминиевого профиля, и готовы даже создать опытную партия

 Об этом было заявлено на форуме «Красноярск – город инноваций, партнёрства и согласия».

Тема организации в регионе производства такого подвижного состава поднималась ещё в 2002 году. Тогда на «Красноярском машиностроительном заводе» намеревались организовать небольшое производство пассажирских вагонов из алюминиевого сырья. Для сваривания каркаса вагонов здесь хотели применять технологию электронно-лучевой сварки, которая используется при ракетостроении. Но идею реализовать не смогли.

Однако, по мнению гендиректора ООО «Красноярские машиностроительные компоненты» Виталия Деньгаева, сегодня в крае вновь сформировались предпосылки для начала производства алюминиевых вагонов, но уже грузовых.
«К благоприятным условиям можно отнести богатый опыт переработки алюминия, это действующий уже не один десяток лет завод «КрАМЗ», а также развитая сфера железнодорожного машиностроения, начиная с самого старейшего завода ЭВРЗ, «Сибирского завода тяжёлого машиностроения» и «Красмаша», – говорит Виталий Деньгаев. – Новый продукт объединит в одну кооперационную цепочку предприятия региона. Это производство даст ещё один шанс на выживание машиностроительной отрасли в крае и позволит занять свободную нишу, ведь серийное производство вагонов из алюминия в стране отсутствует».

Между тем подвижной состав из этого металла курсирует во многих странах. Например, в Америке парк такого грузоподвижного состава достигает 80%, а в Европе – 60%.

Как рассказали в инженерно-инновационном центре «Технопарк – Наука», главное преимущество алюминиевых вагонов в том, что они почти на 6 тонн легче своих коллег из тяжёлых стальных конструкций.
«А значит, увеличивается полезная загрузка вагона, состав из таких вагонов может перевезти груза на 7–8% больше», – говорит руководитель центра Сергей Богданов.

Как рассказал заместитель начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД» Сергей Палкин, применение алюминия при производстве как грузовых, так и пассажирских вагонов перспективно. «Алюминий – материал более лёгкий, нежели сталь, поэтому при изготовлении из него подвижного состава снижается коэффициент массы тары, а это имеет большое значение для окупаемости вагонов при грузовых перевозках. Конечно, алюминий – более дорогостоящий материал, тем не менее для изготовления вагона его требуется в среднем на 50% меньше, чем стали», – уточнил он.

Кроме того, за счёт стойкости к коррозии срок службы вагонов увеличивается почти вдвое.
«Да и отправляясь в утиль, такие вагоны тоже приносят пользу своим владельцам, – поясняет Виталий Деньгаев. – В Америке через 28 лет после эксплуатации остаточная стоимость такого вагона составляет 38% от его первоначальной цены».

Красноярские машиностроители пока остаточную стоимость ещё не просчитали. Им нужно определиться с начальной ценой.
«Примерная стоимость проекта – 50 млрд руб., – говорит Сергей Богданов. – Чтобы предприятие смогло окупить себя, необходимо производить от 2  до 15 тыс. вагонов в год. Предполагаемая цена одного алюминиевого вагона – 2 млн руб. Это на 40–50% выше обычного».

У владельцев вагонных парков свои требования к новинкам на рынке подвижного состава. «Снижение веса вагона, увеличение грузоподъёмности, увеличение межремонтных пробегов – основные показатели, которые должны быть заложены в вагонах нового поколения. С другой стороны, необходимо обеспечить готовность инфраструктуры, а именно согласованность с технической политикой ОАО «РЖД», готовность ремонтной базы с точки зрения технологий, обеспечения запчастями. Для нас такие вагоны, безусловно, представляют большой интерес, но при выполнении указанных условий», – отмечает член совета директоров ЗАО «НефтеТрансСервис» Алексей Лихтенфельд.

«Согласно данным ВНИИЖТа, алюминиевые вагоны не прошли испытания и требуют доработки. Проблема создания таких вагонов в том, что несущие элементы, такие как хребтовая балка, при силовом испытании не выдерживают нагрузку, рассчитанную на эксплуатацию вагона в составе поезда. Сейчас идёт работа по замене балок алюминиевого сплава на балки из стали повышенной прочности. Таким образом, о готовности проекта к производству таких вагонов на ООО «Красноярские машиностроительные компоненты» говорить рано», – рассказал «Гудку» ведущий специалист отдела управления проектами операционной дирекции ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные системы» Анатолий Колесников.

К тому же, по мнению заместителя генерального директора ОАО «Красмаш» Вячеслава Шелудько, не все предприятия из кооперационной цепочки способны справиться с такими объёмами.
«Если ОАО «КрАМЗ», основному производителю полуфабрикатов для алюминиевых вагонов, под силу направить 70% своих мощностей на данное производство, то у нас таких возможностей нет. Да, технологии у нас есть, но мы можем сделать такой вагон в одном или двух экземплярах. А чтобы развивать серийное производство, для этого нужны и дополнительные площади, и современное оборудование», – говорит он.

Технический директор ООО «Красноярские машиностроительные компоненты» Александр Нижневский уверен, что на первом этапе не обязательно включаться в полный цикл производства – от болта до автосцепки.
«Некоторые стандартные детали, к примеру тормозные системы, рамы, можно сначала приобретать на заводах в других регионах, возможно, это будет экономически целесообразнее», – говорит он.

Чтобы развеять все сомнения, было предложено создать опытную партию.
«К примеру, сформируем маршрут на 300–500 вагонов Заозёрный – Красноярск и будем доставлять в таких вагонах уголь на городскую ТЭЦ-1, – говорит Александр Нижневский. – Вот и проверим, насколько они надёжны. А заодно и с заказчиком определимся. Компании, которые будут заинтересованы в пополнении парка подвижного состава, наверняка проявят интерес».

Сроки реализации проекта его инициаторы пока не озвучивают. Но то, что это процесс не одного года – это точно.

 www.gudok.ru