---

Отправить письмо
с предложениями или замечаниями по работе компании можно здесь
---

 

Правила вежливого оказа

Завершена восьмилетняя работа над списком причин, по которым можно не принимать груз к перевозке

Министерство юстиции зарегистрировало приказ Минтранса № 192, который чётко определяет перечень критериев, по которым можно отказать грузовладельцу в перевозке. Список разрабатывался в течение восьми лет.

Возможность отказа в перевозке предусмотрена 11-й статьёй Устава железных дорог, который был принят ещё в 2003 году. Согласно ей  причинами могут стать ограничения пропускной способности по какому-нибудь маршруту, чрезвычайная ситуация. Есть и пункт «отсутствие технических и технологических возможностей», по поводу которого говорится, что их перечень должен быть утверждён федеральным органом исполнительной власти.
«Отсутствие чётких критериев до сих пор порождало немало проблем  как для грузовладельцев, так и для ОАО «РЖД», – говорит заместитель руководителя департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Емельянов. – Ведь при получении отказа из-за отсутствия технических и технологических возможностей клиенты обращались в суды, не понимая причин отказа. А перевозчик,  в свою очередь,  не мог аргументировать на основании закона свой отказ».

Теперь приказ Минтранса определяет 10 пунктов, на основании которых можно отказать в приёме груза к перевозке. Документ должен вступить в силу через 10 дней после опубликования, и в Минтрансе полагают, что это произойдёт в феврале.

Как рассказал «Гудку» заместитель руководителя ЦФТО ОАО «РЖД» Виктор Стеценко, из документа исчез 11-й пункт, который давал ещё одно основание для отказа – отсутствие подвижного состава у перевозчика. Как теперь РЖД смогут  отказать в перевозке, к примеру, сжиженного газа, для которого нет подвижного состава даже у «дочек», непонятно.
Инициатором снятия этого пункта была  ФАС. Как уже писал «Гудок», в этом ведомст­ве полагают, что грузоотправитель должен иметь возможность обращаться напрямую к перевозчику. Однако этот пункт в приказе не появился и по вполне формальным обстоятельствам. В статье 12 закона
«О железнодорожном транспорте» указано, что перевозчик должен иметь подвижной состав, поэтому приказ Минтранса не мог противоречить федеральному законодательству. Кроме того, в ходе обсуждения было признано, что наличие или отсутствие подвижного состава не относится к техническим или технологическим критериям.

Сейчас в Минтрансе работают над проблемой статуса перевозчика без вагонов. Как пояснили в ведомстве, после передачи инвентарного парка в дочерние компании  у ОАО «РЖД» будет обязанность предоставлять подвижной состав в режиме «одного окна» для воинских и специальных перевозок, а остальным грузоотправителям придётся исходить из понимания, что вагоны перевозчику уже не принадлежат.

Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов:

1. Отсутствие в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, препятствующих осуществлению железнодорожной перевозки груза, указанного в заявке на железнодорожную перевозку грузов.
2. Соответствие указанных грузоотправителем в заявке сведений установленным стандартам, техническим условиям, правилам перевозок грузов железнодорожным транспортом.
3. Наличие у владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта согласования заявки другими организациями, железными дорогами иностранных государств, государственными органами Российской Федерации в случаях, если в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации заявка подлежит такому согласованию.
4. Соответствие предусмотренного заявкой железнодорожного подвижного состава, контейнеров требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
5. Соответствие указанного в заявке груза действующим стандартам или техническим требованиям, предъявляемым к процессу железнодорожной перевозки, в частности, установленным габаритам погрузки для осуществления железнодорожной перевозки такого груза по  заявляемому маршруту следования. 
6. Предусмотренная заявкой железнодорожная станция отправления или назначения открыта в установленном порядке для выполнения соответствующих грузовых операций.
7. Наличие согласованных условий железнодорожной перевозки грузов при необходимости железнодорожной перевозки грузов на особых условиях.
8. Наличие согласованных условий железнодорожной перевозки негабаритных грузов и грузов, перевозимых на транспортёрах.
9. Наличие  у перевозчика согласия плательщика на оплату заявленной железнодорожной перевозки, если в соответствии с технологией организации железнодорожных перевозок грузоотправитель не является плательщиком по заявленной железнодорожной перевозке.
10. Непревышение предусмотренного заявкой объёма груза, иных параметров железнодорожной  перевозки  пропускным  способностям участков инфраструктуры.

Из приказа Минтранса № 192

 www.gudok.ru